Как я сделала зин. «Что я и мои друзья думаем про ведение личного дневника и о других практиках наблюдения за собой»

Летом 2021 года, завершая годовое обучение по психологии, я придумала книжечку о том, как мы ведём личные дневники и любые другие записи о себе.

В этой статье я хочу собрать всю историю создания зина, описать сюжет, как зин обрёл продолжение и оповестить, что наконец-то его можно заказать себе.

34 страницы, форматом 15х21 см, 3 цвета черно-бело-фиолетовый

Сюжет:

Главная героиня — она же автор — видит сон, что всё, что она писала в детстве в личном дневнике не правда, а её детский вымысел. И героиня задумывается, какие истории вообще были? И о каких историях она не писала? Что находится в промежутках её воспоминаний?

Как сейчас она и её друзья фиксируют артефакты своей жизни: от постов в соцсетях, статей и интервью, к нерассортированным фотографиям, спискам дел, решениям и поступкам. И глубже: черновики стихов, переписки с лучшей подругой, закрытые каналы в телеграме и заметки в них, неотправленные сообщения, обрывки мыслей, сумеречные воспоминания мистического опыта. В истории есть вопросы и повествование автора, а есть голоса — ответы друзей, которые рассказывают о своём опыте:

  • Что влияет на то, как ты пишешь?
  • А что, если опыт не складывается в конкретные слова?
  • Какие ощущения от застревания и фрустрации, когда ни к чему не приходишь?
  • Каково это — писать ужасное и некрасивое содержание?
  • А что получается, когда пишут несколько человек?
  • Можно ли написать всё-всё о себе?

И тут героиня находит “водораздел” — сначала был один голос в её дневнике, а потом стала писать по-другому, будто поменялся человек. Но описания самой точки события не было. И тогда она говорит: «я хотела бы, чтобы у меня было больше смелости написать то, что меня волновало. Дать внутреннему голосу более искренний диалог с собой».

Понимание меняется: что если в мыслях о себе есть не только перечисление фактов о себе и хронологическая история человека? Существуют разные идентичности, множество разных историй, из которых собирается личность. А ещё размышления о несбывшемся и мечты о разном будущем. Что есть культурные идеи, нормы и правила, которые влияют на человека и приклеиваются как “одёжки”. И всегда есть выбор как обойтись с этими историями и идеями. Замечая перемены идей, политических взглядов, ценностей нашего времени есть то, что близко и особенное… мы слышим свой голос.

Героиня находит свой внутренний компас “мне это важно”. Он отличается от “как надо” и “как сказали”. Она говорит: «я могу перечитывать и синхронизировать, настраивать этот компас на важное для меня. Прощаться с убеждениями, которые уже не отзываются, потому что я тоже меняюсь с этой рекой времени и уникальным образом проявляюсь в сегодняшнем дне.»

Героиня и её друзья размышляют об эффектах, которые дают письменные практики и прислушивание к своему голосу. Она удивляется: «я слышу свой внутренний компас, свои чувства, мысли и смыслы легче реализуются в делах, поступках, проектах, взаимоотношении с людьми и творчестве. Я имею выбор как мне хочется жить».

И она завершает пониманием, что в детстве появился стыд о несущественности переживаний. Появилась необходимость “что-то из себя строить”: держать лицо, создавать вокруг себя увлекательный сюжет. Такая “витрина”, на которую посмотрят другие люди и оценят. Постепенно поддержание этой витрины стало занимать всё больше времени и в итоге обрело важность и влияние. Личный дневник же — возможность заметить и переварить эту игру, не увлечься с головой. Задаваться вопросом “кто я?”, а не “какая я?”

Мне было важно, чтобы при чтении этого комикса-истории у читателей появилась уверенность думать и писать о себе так, как получается. Чтобы слышались разные истории других людей, но вопросы были глубже, чем исследование разных мнений. И особенно ценно собрать опыт размышлений разных людей, чтобы зин стал сообществом на 34 страницы. В итоге там 16 историй: от кого-то две строчки с конкретным примером, а с кем-то мы делали целое интервью, например комментарии Дины и Лены встречаются на разных страницах.

Как создавала комикс:

Началось всё с любви к иллюстрациям и с задачи по психологии. Мне хотелось сделать какую-то вещь, с которой можно было бы остаться наедине и она, как добрый друг, поддержала бы в непростое время. А с другой стороны я точно не хотела писать ещё одну книгу по психологии и как быть к себе бережными. Я придумала формат комикса, чтобы простыми словами применить техники нарративной практики — психологии, которую я люблю и использую в работе. Так понятная и полезная для меня тема нашла воплощение в формате брошюры-комикса с лёгкими иллюстрациями.

первый эскиз автопортрета

Дальше я застряла на том, что у меня не было стиля в рисунке. Моё умение рисовать — это классический рисунок карандашом, когда мы в институте и в художке рисовали с натуры. Я не умела придумывать персонажей, передавать эмоции, делать связанный рассказ.

Когда я нарисовала себя и мне понравилась эмоция “обнимаю себя, чтобы позаботиться, почувствовать свой компас внутри” — я обрела много уверенности, что получится нарисовать весь зин!

У меня было немного времени (три недели), чтобы раскачаться и выверять компоновку каждого листа. Я вдохновлялась зином nixelpixel, брала черновик зина везде с собой и записывала мысли. Так за неделю собрались все основные развороты: я записала, что хотела сказать на каждом листе и мне осталось расспросить друзей об их опыте.

Всю неделю я внимательно трудилась над зином, а на выходных делала себе отдых — ездила на финский залив с палатками и друзьями, перелистывала там зин и уже смотрела на него как читательница. Там появились первые черновики целых разворотов.

В итоге у меня был один зин-черновик, который я отрисовала карандашом. Там было куча исправлений и затёртостей :) Я помню, как “прокрастинировала” работу над чистовиком: много гуляла по Питеру, размышляла какую мысль я рассказываю в зине, к чему веду читателей, не навязываю ли свои идеи.

Потом перевела чистовик на кальку и распечатала.

Дальше я попросила о помощи. Оставалось примерно две недели до защиты, а у меня на руках была только карандашная версия зина. Я написала другу Виктору, он графический дизайнер и много работал с вёрсткой. Он поддержал мою идею и за несколько дней из моих сканов зина собрал развороты для печати. В это время я собирала истории от друзей и подруг, добавляла тексты на развороты. Выбрала рукописный шрифт, дорисовывала и перерисовывала детали, чтобы вёрстка смотрелась лучше.

В итоге на всех 34 листах у меня есть иллюстрации, а кальки с чистовиком уже собрались в красивую стопочку реальной книжки! Меня очень вдохновил этот момент завершения оформления.

Моя подруга Маша вызвалась помочь отредактировать текст, взглянуть на его связанность и уточнить детали, чтобы читателям были понятны мысли героинь и героев. Мы даже придумали, что Маша напишет отклик на этот зин (и он есть в конце!).

Отдельным процессом стала редакция интервью. Друзья перечитывали свои мысли, хотели что-то добавить или уточнить. Мы обсуждали, что этот момент сам по себе очень терапевтичный: когда перечитываешь свои мысли ещё раз и откликаешься на них. Ты уже немножечко поменялась, уже под другим ракурсом смотришь и замечаешь больше граней.

А я отправилась к подруге Юле, она привозит в Россию красивую бумагу и даёт ей названия :) С Юлей мы подобрали осязание зина, его плотность и цвет. А ещё было задачей найти типографию в Санкт-Петербурге, чтобы быстро напечатать хотя бы несколько экземпляров.

Так, за три дня до защиты в Москве, я отправилась в типографию “Капли дождя”. Меня очень поддержало, что бумагу, типографию, и весь зин я нарисовала в одном районе в Питере. Я жила там, была счастлива и смогла организовать всё производство недалеко от дома.

В центре зина я решила оставить один лист кальки. Эскиз так красиво ложился в разворот и прозрачность давала особенные смыслы: трогательность, туманность мыслей, ощущение наедине с собой. В каждом зине есть такой разворот.

В итоге у меня получилось шесть книжечек, в 34 страницы, с пустой обложкой (я вспоминала, что ни один личный дневник внешне не привлекал к себе внимание. Пустая обложка — это его маскировка).

Зин взаимодействует с людьми

В июне прошла защита в тёплой компании, я показала зин коллегам и раздарила друзьям.

Интересно было итоговый вопрос в зине обсудить с Дарьей Кутузовой. Зачем вообще люди занимаются письменными практиками.

В октябре 2021 года участвовала в Домашней конференции, где рассказала о своих выводах работы над зином, как сейчас люди думают о себе, как делают заметки в Обсидиан и на досках Miro. И выводы о том, что во многом люди задаются философскими вопросами, а не психологическими. Это благотворительная конференция и мы собрали 18300р. для социального проекта “Такие же”.

Я даже осмелилась подать заявку на конкурс “Своя книга” в издательстве Бумкнига.

Тираж

Вы тоже можете обрести этот зин в бумажной версии, я нашла хорошую типографию в Литве и готова запустить тираж побольше. Пожалуйста, отметьтесь в этой форме предзаказа, чтобы я понимала сколько штук печатать.

Передо мной открывается мир сообщества зинов, я подписана на маленькие издательства, кофейни и книжные, которые выставляют зины. А также проекты, которые поддерживают их выпуск. Я собираю уже небольшую коллекцию.

У нас началась работа над новым зином с Ярой про смену профессии в жизни. И друг Миша открывает самиздат За скобками, в его журнале есть интервью со мной, а на краудфандинге вы можете заказать мой зин как лот (подарок в благодарность за ваше пожертвование).

--

--