О том, как год училась на персональной образовательной траектории (и ушла из своего бизнеса).

Превью:

Я рассказываю о субъективном опыте в области личностной образовательной траектории спустя два года.

В тексте собраны разные моменты учебы и выводы из нее, но для того, чтобы представить, что это действительно был процесс, помните, что это длилось всего год и были одинаковыми будни с повторяющимися событиями, как день сурка.

В статье я говорю «академические знания»; В отличие от «прикладных знаний», нацелены на изучение навыков и инструментов. «Академические знания» для меня про понимание и глубину.

Предистория:

Я 25 лет жила в Пензе и начала траекторию там. У меня свой бизнес с 2011 года, и в 2017 году я почувствовала, что реализовалась: мастерская работает без моего участия; создала сообщества по интересам, которые собираются без меня; работала экспертом в других регионах; миссия, придуманная в начале бизнес-проекта реализовалась. Так я поняла, что хочу двигаться дальше.

Это не было эмоциональным выгоранием. Я понимала, что если мне хочется начать новую деятельность в другой сфере, то мне придется начать все с нуля. Мы решили не сидеть на месте и посмотреть, какие сейчас актуальные вопросы в обществе. С молодым человеком и собакой полгода путешествовали по России, пожили в Иннополисе и Красной поляне, доехали до Северного ледовитого океана и Кавказских гор.

В Иннополис возвращались дважды, но так и не прижились.

Демотивировало двигаться в новое будущее непонимание чего я вообще хочу. Пыталась принять факт, что теперь от меня нет никаких ожиданий и я могу делать то, что нравится, а не решать чужие проблемы.

С чего я начала:

Всё время путешествия я читала Платона, Толстого, Фромма и других авторов на тему Человека. Вместе с молодым человеком Пашей мы встречались с активистами в разных городах, читали и вели беседы об Этике и Гуманности, теории игр, соучастии и орг.структурах.

фото лекций в Ярославле и в Иннополисе.

После первого обращения за помощью к психологу я поняла, что не могу сфокусироваться на конкретной предпочитаемой истории. У меня была сильная тоска по команде и духу единомышленников. Находиться одной среди огромных возможностей было некомфортно.

Тогда я решила записать все темы, которые мне нравились в детстве и студенчестве. Все, что меня хоть как-то интересует сейчас. Получилась история не про интерес, скорее я выбрала то, что не вызывало сильного отвращения.

Просто открыла эксель таблицу и разделила на большие дисциплины.

Поговорила с друзьями — молодыми учеными. Они посоветовали с какой “базы” начать. В итоге в открытом доступе и бесплатно нашлось не так много академических курсов, а не отдельных лекций. Поэтому в основном начинала я с чего было.

С первого дня занятий я записывала свой образовательный опыт: сдала ли во время, что не получилось, сколько часов потратила, какие ощущения были.

3–4 недели это первые провалы внимания. Потом сложно пройти 3х месячный рубеж.

Проходя курсы первого семестра я записывала все интересное на второй, не отвлекаясь и не вчитываясь в новую информацию. Спустя 2–3 месяца перечитывала набранные ссылки и оставляла актуальное.

Так я поняла, что много лонгридов быстро устаревают и если сейчас что-то кажется важным, то лучшая проверка — это взглянуть на ссылку через 3 месяца.

таблица с третьим семестром и “кладбищем” ссылок справа.

На второй семестр я уже взяла большой удаленный курс на повышение квалификации по психологии (Нарративная практика).

На третьем — еще один удаленный курс по андрагогике — образованию взрослых. Это я вписалась в демо-проект “для своих”. Попала удачно, просто потому, что с организаторами у нас были общие друзья на fb. С одними мы вместе делали курс на Vector, а другие просто были добавлены мной после каких-то конференций. Внутренне я поблагодарила себя за такую привычку добавляться в друзья к спикерам после конференций — это сильно прокачивает новостную ленту и дает кучу крутых рекомендаций.

Много участвовала в онлайн-вебинарах и конференциях.

картинка где я слушаю и андрагогов и еще какую-то конференцию одновременно.

Мои выводы:

Очень помогает собирать свой образовательный опыт: описывать себе как я учусь, стиль обучения. К сожалению, образовательные площадки не дают такой аналитики (хотя собирают для себя!). И из этого анализа корректировать свой образовательный план и форматы обучения.

Анализ каждого дня во время учебы привел к выводу: если я хочу успевать переваривать полученные знания, успевать жить еще обычную внеучебную жизнь и не перегореть в первые 2 недели, то мне нужно учиться 5 дней в неделю, с перерывом в среду и активной практикой в субботу по 4 академических часа в день. Т.е. очень сложного материала, не считая художественной литературы и повтора изученного. В итоге я училась 6–7 часов в день. У меня были два блока каникул по две недели и две поездки на конференции в Москву и Питер.

Понимать, что существуют разные форматы обучения. Мне не хватало дискуссий и контакта с внешним миром (физические ощущения). Мой формат — Blended Learning (смешанное онлайн и офлайн обучение). Эффективность которого я сначала ощутила на себе, потом отучилась на курсе фонда Школ кремниевой долины, а затем применила формат смешанного обучения в корпоративном образовании в банке Точка. (*Про разные стили обучения и как мы учили тестировщиков в банке будет другая статья).

создавала корпоративное обучение в банке

Мне не хватало дискуссий и внешних вопросов по моему образовательному плану и по темам лекций. На многих площадках форумы сделаны неудобно. Например на Stepik это эмоциональное обсуждение самого курса и формулировок, ответов на тесты, а не глубокое обсуждение темы. На Coursera форумы интереснее, особенно когда есть задание на эссе и видишь ответы других людей. Но как правило, даже если я комментировала и задавала вопросы под интересными мне эссе, откликов не было.

а иногда на курсе была я одна и шесть молчаливых модераторов.

Я добирала это общение разными походами на конференции. Была жажда университетской жизни, ауры студенчества — поэтому когда приезжала в Москву и Питер гуляла по академ.городкам, заходила в книжный, ездила на день Вышки. Ходила в офис АСИ. В СПБГУ ходила в студенческую столовую и даже побывала в кампусе Токийского Университета в Японии. Хотелось больше контакта с учителями с курса да и вообще с людьми в науке. Смотрела на другие их выступления на ПостНауке и записи лекций из ВУЗов, ездила на ycamp.ru и на некоторых домашних вечеринках в Москве пересекалась с преподавателями с Курсеры.

Токийский университет в Японии, Общее фото с YCAMP, Лекция про магистерскую программу Гаража в ВШЭ, Крыша АСИ, Форум по Нарративной практике в Москве.
Столовая в Токийском университете (Hongo Campus) и СПбГУ.

Помогает учиться среда: “третьи места” и вдохновляющие пространства. От беседки около моего дома до Пиотровского и любимой кофейни. Хорошее рабочее место дома, структура папок на компе и фон рабочего стола.

Информационная среда: гигиена того, что читаю. Первыми отпали соцсети. В них реально хотелось “тупить” опухшим мозгом, поэтому я подписалась в инсте на паблики дикой природы и океанов. Вдохновляли новости институтов, в которых я училась хоть и удаленно (Stanford, ВШЭ, СПБГУ, музей МОМА из Нью-Йорка). Еще смотрела блогеров, которые учились в Гарварде и Кембридже и читала пару блогеров, которые пишут про любовь к себе в телеграме.

Перестала смотреть ted-лекции и вообще отдельные лекции, которые не собраны в курс. Все это ощущалось как летающие в вакууме обрывки знаний, а мне нужно было построить скелет-структуру. Шла от общего к частному, но иногда и от чего заинтересовалась к общим понятиям.

Книги я стала разделять не только темами и авторами, но и издательствами. В моем топе Издательский дом Высшей школы экономики и Институт Гайдара. Хорошая структура книг, где описаны большие исследования — по количеству знаний это круче, чем онлайн-курс.

Физические ощущения: нужно следить за своим физическим состоянием. Возможно это не лень, а упало железо, проблемы с щитовидкой и т.п. Так было у меня — я очень себя винила, что не нашла в себе силы начать второй год обучения. У меня уже был готов план учебы, я записалась на курсы, но когда пришло время начать я просто вырубалась на второй странице и спала 2–3 часа днем. Оказалось у меня сильно упало железо из-за стресса от переезда в другой город на ПМЖ. Важно проверять свое здоровье и эмоциональную нагрузку от окружения. Нельзя поставить поиск знания выше первичных потребностей.

А еще когда много абстрактных знаний помогает “заземляться” о физический мир: больше гулять, бегать, плавать. И вообще разделять в день “абстрактные” курсы (философия) и “физические” (нейробиология, история).

Структурирование информации: Вела тетради с разделителями по темам и записывала все. Так привыкла со студенчества и это меня возвращало в состояние ученика, а не руководителя с бизнес-блокнотом. После полугода ведения конспектов стала еще печатать материал, купила принтер, купила книгу преподавателя по курсу на Курсере, украшала скучные лекции наклейками, чтобы как-то заполнить белый лист новой темы. Во время общения с друзьями я старалась рассказывать информацию из курсов, а если забывала, то обязательно обращалась к конспектам и зачитывала. Так я лучше запоминаю.

Вела таблицы с интересными ссылками.

В итоге организаторы местного научного фестиваля попросили сделать большую подборку “где можно учиться онлайн”. Я собрала огромную таблицу, которой еще поделилась в закрытом чате для андрагогов. Там была программный директор EdCrunch, она позвала меня в орг.группу сделать невторкинг-зону на конференции.

Спонсировал зону нетворкинга на EdCrunch 2018 банк “Точка”.

Эссе для меня были прорывом в понимании сложных тем. Только когда я пересказывала мысль своими словами и анализировала мысленные эксперименты — я получала инсайты (озарения знанием). В этом плане курсы от ВШЭ и СПБГУ самые структурированные с осознанно спроектированными местами “внезапного озарения”.

Комментарии к эссе.

Надо сказать, что вообще разные подходы к записи курсов и методология подачи материала замечаются уже на 3–4 новом курсе. Например, преподаватель из Индийской Школы Бизнеса в начале и в конце курса танцует :) Американские преподаватели любят вставлять в курс интервью с разными исследователями, идут в обширность и междисциплинарность знаний. Российские преподаватели объясняют общую структуру дисциплины и идут “в глубину”.

Танцы на индийском курсе MBA про счастье.

Применение на практике:

Вела страницу в ВК куда писала то, что происходит и что я по этому поводу чувствую. Обращала внимание на свои чувства и эмоции (что с 19 лет в бизнесе не делала давно). Применяла знания прежде всего на себе, писала эссе, выставляла и проверяла гипотезы. В конце первого семестра “отвалились” темы, которые мне были интересны как хобби и которые мне понравились своими профессиональными вызовами. Например, микробиология (микробиом человека), социология, анализ данных.

В первые полгода из новых навыков я применяла на практике классные экскурсии по музеям для близких людей. Через 8 месяцев я уже практиковала (бесплатно) нарративную практику и помогала найти предпочитаемые истории жизни и отделять проблемы от самооценки человека в психологических нарративных беседах онлайн.

Через год я была приглашенным специалистом сделать корпоративное обучение и вместе с техническим директором помогать составлять персональные образовательные траектории для сотрудников IT-отдела. Была в организаторах самой крупной конференции по технологиям в образовании EdCrunch. Создала онлайн-курс с партнером-подругой флористкой с нуля: сделала дизайн, методологию, записала лекции, сделала монтаж, запустила рекламную кампанию и курировала учеников. Преподавала композицию в дизайне (знания от предыдущей профессии).

Монтирую наш онлайн-курс, где сама преподаю. Организую нетворкинг на конференции. Провожу необычные экскурсии в музее Эрарта, Спб. Создаю смешанное обучение для IT-сотрудников банка.

Принять свой новый опыт, новый статус “человека без профессии” и резюме без стажа, а также выводы по мировоззренческим вопросам мне помогла личная терапия. Я начала ее во второй год своей “новой” жизни после Персональной траектории. Я до сих пор считаю профессии и узкую специализацию пережитком капитализма и стараюсь жить просто человеком — это моя основная деятельность.

А что касается моей проблемы в начале про поиск единомышленников и цели учебы — то оказалось, что если не ожидать от другого человека железобетонного выбора (ответ, решение, правильный поступок), а принять его уникальность — все люди становятся интересными. Поиск единомышленников завершен. Все мы так или иначе идем свой уникальный путь. Главное точно понимать направление (не врать себе с этим!) и допустить неидеальность, гибкость, вариативность, разность методов ходьбы в этом направлении :)

Итог:

Сейчас создаются онлайн-курсы, где организаторы стараются очистить знание, как зерна от плевел и донести информацию самым коротким способом и максимально понятно. У такой тактики есть плюсы и минусы. И для себя я вижу прежде всего минусом потерю очарования учебным процессом и средой новых знаний и возможностей. Остаются сухие факты, тезисы, аналитика. Пропадает живое общение, контакт с академической жизнью и ее инфраструктурой. Лично для меня встраивание онлайн-курса в обычную жизнь без смены среды приводило к однообразному распорядку дня и демотивации учиться. Такое “расколдовывание” мира науки я дополняла своими сценариями и ритуалами.

Я думаю, что не имеет значения какими методами и стилями обучения люди идут к своим целям и задачам. Именно поэтому это Персональная траектория, а не Коллективная. Рассказывая про мой опыт я надеюсь не на повторение моего пути, а хочу поделиться мыслью, что нужно обращать внимание на свой образовательный стиль и искать свой подход к себе самостоятельно, потому что любые онлайн-курсы не дадут точную персонализацию и удобную подачу информации конкретно для меня.

Каждый сам чувствует и понимает как ему комфортнее учиться и какие ценности через деятельность проявлять. А разным людям нужны разные методы чтобы нащупать внутри себя это понимание.

Есть статистика что до конца онлайн-обучения доходят 6–10% начавших обучение. Я желаю вам уделять внимание своему процессу обучения и в равной степени осознанно принимать решение как учиться или бросить и почему.

С июля 2019 года я пишу в тг-канал “Учусь как умею”. Его можно найти kaktomogu или напишите мне в личное сообщение https://www.facebook.com/galina.turchak

Я потратила на обучение примерно 33 000р., не считая стоимости книг и перелетов на конференции.

Какие курсы я прошла: Взаимодействие с искусством (MoMa Нью-Йорк), Дизайн-методология:управление вдохновением (СПБГУ), Психология сознания (СПБГУ), Основы философии и философия культуры (ВШЭ), Микробиология питания (Stanford), Психолингвистика (СПБГУ), Семантика (ВШЭ), Курс повышения квалификации по Нарративной практике (Московский психологический фонд), Психология коммуникации (ВШЭ), Инструменты позитивной психологии в менеджменте (СПБГУ), Blended Learning (Фонд школ силиконовой долины), Археология фольклора (Европейский университет), Андрагогика “Погружение в стратегию обучения взрослых” DeDu Center, Биология поведения человека (Stanford), Курс о счастье (Индийская школа Бизнеса).

Сейчас я учусь играть на гитаре и писать на питоне :)

15 августа 2019 года.

Про второй год персональной траектории статья “Кто учится-то?”.

--

--